Во все времена камням придавалось большое значение. Их носили люди с определённым социальным статусом – чаще всего, высоким. Сейчас их могут позволить себе почти все – многообразие камней, как и цены на них, обширны. Но если драгоценные камни всем известны, то мало кто может отличить полудрагоценные камни. О том, что же они из себя представляют, какие камни в себя включают, и об их свойствах расскажет эта статья.
Полудрагоценные камни, на первый взгляд, практически не отличаются от драгоценных, особенно для простых обывателей.
Их главное отличие от драгоценных камней состоит в том, что добыть эти минералы можно в гораздо большем количестве и на гораздо более обширной территории.
Объединив все ранее собранные сведения о них, можно сказать, что полудрагоценные камни – это минералы, основной особенностью которых является красивый внешний вид.
Представителей драгоценных камней можно пересчитать по пальцам, и все они довольно известны, а список полудрагоценных довольно широк. К тому же сейчас границы разделения драгоценных и полудрагоценных камней стираются. Примечательно, что несмотря на большое количество последних, цена некоторых минералов довольна высока.
Сейчас довольно популярны утверждения о благотворном действии камней на человека в зависимости от того, какому знаку Зодиака он принадлежит, а также о лечении ими различного рода болезней. Безусловно, говорить о результативности влияния каких-либо камней в лечении или налаживании межличностных отношений не приходится. Но вполне реальным фактом является отсутствие различных аллергических реакций организма на натуральные полудрагоценные камни. Украшения из них также рекомендуют носить и маленьким детям.
Множество образцов этой группы является важной частью украшений-амулетов, изготавливаемых с древних времён.
Говоря же более серьёзно, стоит отметить тот факт, что учёные, занимающиеся изучением минералов – геммологи — выделяют три основные группы всех камней: драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Им всем присущи такие характеристики, как редкость нахождения в природе, степень прозрачности и прочность.
Сейчас границы классификации этих трёх групп становятся всё более размытыми, как уже было сказано выше.
Некоторые образцы полудрагоценных камней могут быть дороже драгоценных, но в то же время уступать им в прочности во много раз.
В любом случае одно свойство всех самоцветов неизменно и неоспоримо – это их ценность в качестве вещественного имущества.
Ниже представлен неполный перечень и краткое описание ярких представителей, входящих в группу полудрагоценных камней.
Способен менять свой цвет и оттенок не только под лучами солнца, но и при нагревании.
Распространено убеждение о том, что красный гранат помогает наладить романтические отношения.
На свету при вращении камень способен сверкать и даже «делать вспышку».
Замечено, что на солнце может «выгорать», теряя свой зелёный цвет. При увлажнении он снова восстанавливается.
Этими представителями данный список не ограничивается.
Полный и достоверный перечень всех полудрагоценных камней можно найти в специальном регистре или справочнике.
Отдельно стоит поговорить и о классификации подобных минералов.
Среди полудрагоценных камней встречаются особенно редкие образцы, найти месторождения которых не так просто. К ним относят:
Ковдорскит – камень, единственное месторождение которого обнаружено в Мурманской области и на настоящий момент практически исчерпано. Этот минерал имеет двойную окраску, похож на тающий снег белых и голубых оттенков.В отличие от этих редких минералов, большинство полудрагоценных камней имеют множество месторождений, добываются в больших количествах по всему миру.
Этот список качеств отвечает за визуальную красоту и эстетику камня.
Прозрачность – очень важное свойство драгоценного камня, от которого во многом зависит его цена. Геммологи понимают прозрачность, как свойство минерала пропускать через себя свет. На пропускание света оказывают влияние, как структура кристалла; так и присутствие в структуре минерала дефектов или включений, которые искажают поток света. Степень пропускания света определённого минерала определяют спектрофотометром.
По степени прозрачности минералы делят на:
Под блеском понимают способность минерала преломлять свет или отражать его. Различают следующие типы блеска драгоценных камней:
Степень твёрдости самоцветов определяют шкалой Мооса от одного до десяти максимальных баллов. В качестве эталонов каждому баллу соответствует определённый минерал. Неоспоримыми лидерами шкалы Мооса выступают алмазы — 10, за ними следуют корунды — 9. Твёрдость топазов оценивается в 8 баллов. За топазами в убывающем порядке следуют кварц — 7 баллов, ортоклаз (опал) — 6, апатит — 5, флюорит — 4, кальцит — 3, гипс — 2 и тальк — 1.
Расположение прочих минералов определяется их способностью царапать поверхность друг друга. Если исследуемый материал царапает эталон, то его твёрдость выше твёрдости данного эталона; если же нет – ниже. Чем твёрже минерал, тем он плотнее, тем дольше он сохраняет свою огранку, не стачивается и выглядит новым.
Огранка – многоступенчатый процесс, во время которого самоцвет обрабатывается. Результат этого процесса заключается в придании камню формы и максимального «сверкания». Очевидно, что сами самоцветы без определённых огранок не имеют своей высокой цены. Ко всему прочему огранка камней упрощает крепление самоцвета в украшении. Виды основных огранок камней в ювелирных изделиях и не только включают в себя следующие техники.
Как становится очевидным, применяется для алмазов и других минералов с высоким уровнем дисперсии цвета. После огранки самоцветы приобретают характерные формы – бриллианты. Множество его граней носит название фацетов. Самая широкая грань, располагающаяся сверху, носит название площадки. Тыльная сторона бриллианта – это павильон, лицевая – корона. Пояс, окружающий сечение с самой большой площадью, называется рундистой.
Сам смысл этой огранки заключается в правильном расчёте сечений, благодаря которому происходит преломление света и камень «сверкает».
Луч по два раза отражается от каждой из граней тыльной стороны и выходит через корону. Существуют три основные техники огранки «бриллиант»: хай-лайт кат (74 фацета), величественная (102 фацета), королевская (86 фацетов).
Она представляет собой ступенчатую огранку, при которой камню придаётся восьмиугольная форма. Ступенчатая огранка, в свою очередь, представляет собой тот тип обработки, при котором фацеты располагаются поверх друг друга. Площадка имеет форму многоугольника, а боковые фацеты – трапеций, треугольников.
При такой технике граням сбоку и по углам придаётся треугольная форма. После обработки верхняя часть самородка представляет собой четыре пирамиды, у каждой из которых по четыре грани, а в основании – трапеция. Нижняя похожа на верхнюю, в основе которой лежит такое же количество треугольных граней. В данном случае рундиста отделяет одну треть всего камня.
При использовании этой техники у камня отсутствует нижняя часть, как и площадка. Корона содержит в себе чётное количество треугольных граней (обычно это 24 или 42 грани). Существует несколько видов этой огранки: голландская, полуголландская, двойная голландская, бриолетт и антверпенская. Как правило, камень после обработки имеет округлую форму. Но это не всегда может быть так, есть и исключения. Сейчас используется нечасто, но была популярна в позднее Средневековье.
Представляет собой простую ступенчатую технику обработки. Имеет большую и широкую площадку. Обычно используется для самоцветов, предназначенных для инкрустации мужских перстней-печаток.
При таком способе огранки нижняя часть самородка остаётся плоской, в то время как его верхняя часть – гладкая и обтекаемой формы. Как правило, подобные изделия бывают круглыми, овальными или в форме вытянутой капли. Такой огранке обычно подвергаются полупрозрачные, непрозрачные или мутные образцы с вкраплениями. Кабошоны бывают разной высоты – средней, высокой и низкой. Этот параметр диктуется хрупкостью материала.
При изготовлении слишком тонкого изделия высок риск того, что он сломается. Таким образом, толщина кабошона определяется индивидуально для каждого минерала.
Представляет собой технику рельефной резьбы на камнях. Яркие представители подобной работы – камеи. Довольно непростая техника, берущая своё начало во временах до нашей эры. Обычно глиптические поделки изображали античные сюжеты, а позже – портреты.
Сейчас каких-либо границ в качестве предмета изображения нет. Известно о большой коллекции камей императрицы Елизаветы II, по сей день хранящейся в Эрмитаже. Подобной техникой в основном занимаются только мастера-камнерезы.
Готовые образцы представляют собой мини-фигурки. Обычно они использовались как подвесные брелоки для кимоно. Сейчас эта техника приобрела массовый характер, и изделия, выполненные в ней, продаются в качестве сувениров. Однако профессиональные мастера всё ещё существуют и продают свои работы весьма недёшево.
Также стоит отметить и другие техники огранки – смешанную, грушей, «маркиза», «пенделоки», а также инкрустацию и флорентийскую мозаику. В последних двух техниках поверхности покрываются самоцветами в виде узоров.
Существуют некоторые свойства, присущие полудрагоценным камням, по которым оценивается их ценность, и, соответственно, делается выбор.
В заключение хочется отметить и тот факт, что с развитием различных наук, рынок наполнился контрафактной продукцией. К тому же сейчас есть возможность вырастить искусственные камни в определённых условиях.
Необходимо приобретать самоцветы лишь у проверенных продавцов или в ювелирных магазинах с хорошей репутацией.
Ни один синтетический камень не будет обладать такими же особенными характеристиками как натуральный.